Главная   /   Блог   /   Мой опыт   /  

Прошло больше 100 дней с начала кризиса

Прошло больше 100 дней с начала кризиса

Прошло больше 100 дней с начала кризиса, и хотелось бы подвести итог того, как этот кризис затронул мою профессиональную сферу и IT в целом.

Мы все видели, как в начале весны множество компаний начали массово схлопываться и уходить с российского рынка. Я говорю не только о Zara и Coca-Cola, но и о крупных IT- и около IT-сервисов. Вы сами знаете все (или большинство) эти компании, ведь нам приходилось каждый день наблюдать в новостных пабликах, как такой список пополнялся раз за разом. Чей-то уход с рынка был особенно больным, каждому свое. Некоторые компании ограничились временным, по их утверждению, сокращением штата и бюджетов, но и такие компании находятся в крайне подвешенном состоянии.

Несмотря на такое, казалось бы, печальное и упадническое состояние рынка и сферы в целом, можно наблюдать и другую вещь. Я имею ввиду то, как некоторые владельцы бизнесов, будто с оценкой "Отлично" закончили курсы антикризисного менеджмента, проявили гибкость и смогли даже в такой ситуации адаптироваться к новым реалиям. Наверное, еще рано говорить о "поднятии с колен", но успехи определенно есть.

Теперь к делу, что я успел заметить, по пунктам.

1. Разработка сайтов. С начала весны я на себе почувствовал резкое отсутствие заказов. Есть желание, время и годами отработанные навыки работать, но клиентов - 0. Началось с того, что при текущих актуальных заказах было невозможно вывести деньги с бирж или других подобных платформ. Новые тоже невозможно взять, ведь непонятно, как будет проходить оплата. Далее, самое, наверное, больное и неприятное, что мне пришлось испытать - это услышать фразу от потенциальных заказчиков "мы не работаем с русскими". Одна известная фриланс-биржа как-то прислала мне письмо на почту с содержанием примерно таким: "Если хотите продолжить работать на ***, смените Вашу локацию". Ну что ж. Все начало возвращаться в условную норму только к началу лета. Я взял большой заказ, но он мне перепал по знакомству (и парочку маленьких). Что касается более глобальной темы "где искать заказы" и "кому теперь делать сайты", то я думаю следующее: рынку придется выравниваться, людям придется строить новые бизнесы, чтобы закрыть дыру в своих потребностях, а значит, что им определенно нужны будут сайты. Но это вопрос времени. И вообще, существует ли на самом деле продукт или услуга без продающего лендинга?

2. Контекстная реклама. Google Ads прикрыли всю свою рекламу (зато весь YouTube без рекламы, даже Adblock не нужно устанавливать), Instagram стал недоступен (как и вся Meta; признана в РФ экстремистской организацией). Но этому трафику нужно куда-то деваться, и люди в скором времени заполнили Вконтакте. По данным самой соцсети в марте месячная аудитория составила рекордные 100,4 млн. И конечно, многие начали заниматься таргетированием рекламы, желая остаться на плаву. Печаль в том, что ВК оказался не настолько эффективным в данном вопросе, даже сама настройка рекламы кажется проблематичной и неудобной. Поэтому сейчас многие используют Яндекс.Директ.

3. SEO-продвижение. Определенно есть увеличение интереса к этому инструменту. Это связано с тем, что вариантом получить быстрые клики уменьшилось. Соответственно, количество проектов, связанных с SEO-продвижением, растет.

4. Обслуживание и доработка проектов. Всегда актуально, несмотря ни на что. Более того, как я уже писал, многие компании стояли перед непростым выбором: уходить или адаптироваться. Те, кто выбрали второй вариант, как раз и вносят необходимые правки.

Олег, говоришь ты красиво, но делу время, потехе час, что ты конкретно сделал за это время?

1. Вел активный брейншторм на тему "Как работать дальше" (я был на грани того, чтобы отправить этот вопрос знатокам "Что? Где? Когда?"), внедрял новые стратегии, тестировал идеи, и собственно, также адаптировал (на самом деле, адаптируюсь до сих пор) свою работу.

2. Начал работать над созданием своего авторского курса по разработке сайтов для самых маленьких, назвался ментором и продолжаю гнуть эту линию. IT становится все более привлекательным для широкого пользователя.

Больше не нужно иметь высшее техническое или математическое образование. А войти в айти будет проще с ментором. Согласитесь, проще иметь более опытного человека, который возьмет за ручку и сделает путь разработки более понятным, четким, без лишней (или даже порой бесполезной) инфы, избавит от потери времени на курсе, где есть что-то устаревшее или банально неэффективное. Убеждение в том, что мне нужно быть ментором и я с этим справлюсь, укрепил тот факт, что люди начали ко мне обращаться за помощью, даже самые далекие от темы.

3. Поддерживал связь со старыми клиентами, помогал их сервисам адаптироваться под новые запросы, пересматривал стратегии в рекламе и маркетинге в целом.

4. Организовал культуру труда: теперь, чтобы сдать проект и не думать о том, что мог сделать лучше или потратить больше времени на решение какой-то задачи, я берусь только за один-два проекта одновременно. Это обеспечивает четкие границы работы, позволяет фокусироваться на определенных задачах, не перерабатывать и, в конечном счете, не выгорать. Кроме того, при такой загрузке законченный проект можно сдать день в день, без раздражающих "завтра скину".

5. Продолжаю мониторить российские фриланс-биржи, например, Kwork, развивать свой аккаунт, получать отзывы.

6. Не забываю и не забрасываю нетворкинги. Они всегда мне нравились, несмотря на интровертный склад мышления. Нетворкинги могут даваться не так просто, как хотелось бы, но игра стоит свеч: профессиональные знакомства, обмен опытом и кейсами, потенциальные партнеры и клиенты, мотивирующее окружение (кто-то тоже может стать ментором на один вечер). Я могу еще долго говорить о пользе нетворкинга, но проще сказать, что связи решают.

Заканчиваю.

Да, пришлось столкнуться с непредвиденной ситуацией и, казалось бы, необъятным комплектом проблем. Но в наших силах решить - адаптироваться или нет. Я свое решение принял. Пока одни, ищут причины, другие - ищут возможности для развития и расширения.

Блог разработчика